Тема. «Груда мертвых камней, где человеку некуда идти». Петербург
в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Цель: продолжить работу над раскрытием идейно-художественного содержания романа;
исследовать жизнь в Петербурге Достоевского; формировать в учащихся навыки
аналитического мышления; воспитывать стремление творить добро, быть непримиримым
к злу и жестокости.
Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского. Иллюстрации к роману
(И.Глазунов «Герои Достоевского»), Библия, кадры из кинофильма «Преступление и
наказание» (реж. Л.Кулиджанов, 1969
г.), репродукция картины Тициана «Мария Магдалина».
Тип урока: урок анализа художественного произведения.
…Это говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый
год… куда-то… к черту, должно быть, чтоб остальных освежить и им не мешать.
Ф.Достоевский
Ход урока
І. Организационный
момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Мы с вами начали работу над одним
из самых сложных и лучших произведений Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание». Писатель вынашивал свой центральный образ 15 лет. Еще в 1859 г. он писал брату: «Все
сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на
нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения… исповедь окончательно утвердит
мое имя».
Сообщение учащегося о 4 страшных годах каторги в жизни писателя, о
впечатлениях от увиденного среди каторжан.
Учитель.
Действительно, в каждом
преступнике он видел человека, с его духовным миром, поисками себя. Достоевский
говорил: «Человек есть тайна. И эту тайну я должен разгадать».
Тайну одного преступления
писатель и раскрывает в своем произведении.
– Вы обратили внимание на время
написания романа? Что это за эпоха?
Сообщение учащихся о времени написания романа, эпохе.
ІІІ. Объявление темы и цели урока.
Беседа.
Учитель.
Сегодня на уроке речь пойдет не
только о времени, изображенном в романе, но и о городе, где происходят события,
о Петербурге.
Петербург! Во все времена он
притягивал к себе внимание многих людей. Туда спешили начинающие поэты и
писатели, художники и артисты. Спешили обрести славу, успех. Но не всех
величественная каменная столица принимала в свои объятия: кого-то возносила, а
кого-то отвергала. И в основном тех, кто не был «сильным мира сего», кто был
«маленьким человеком», но очень цепко держался за жизнь. Петербург был воспет
А.С.Пушкиным, Н.А.Некрасовым, Н.В.Гоголем и многими другими поэтами и
писателями того времени.
Учащиеся читают стихотворения А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.А.Некрасова
«О погоде. Уличные впечатления», гл. 3 «Сумерки», отрывки из повести Н.В.Гоголя
«Нос», «Шинель».
Учитель.
-
А каким вы увидели Петербург в первых главах романа?
-
Такой величественный, как у Пушкина? Или такой, как у Некрасова?
-
Ваше впечатление от города?
-
В каком Петербурге жил бедный студент Раскольников?
-
Опишите улицы, по которым ходил наш герой. (Учащиеся зачитывают из текста:
«На улице жара стояла страшная…»)
-
Какими вы увидели прохожих, встречавшихся герою на пути? Какое они
произвели впечатление на вас и почему?
-
Найдите в тексте описание внешности главного героя.
-
Отличался он чем-то от толпы?
-
Какими красками нарисован город?
-
Как такой городской пейзаж передает внутреннее состояние Раскольникова?
(Тоже жарко, душно, давят мысли)
-
Что мучает Родиона? Куда он направляется?
-
А почему же все-таки жарко?
-
Сколько раз Достоевский вспоминает о жаре до убийства? (5 раз)
-
Вы описывали портрет Раскольникова. Можно ли сказать, что внешность его
совершенна?
-
А совершенен ли пейзаж и помыслы Раскольникова?
-
Какое совершенство человека и какое безобразие улицы!
-
Как называется такой прием в литературе? (Антитеза)
Учитель.
У Достоевского пейзаж – это не
только пейзаж-впечатление, но и пейзаж-выражение. Писатель использует
контрастные описания во всем романе.
-
Как вы думаете, почему Раскольников и Мармеладов встретились именно в
трактире?
-
Что привело туда Раскольникова?
-
А что привело Мармеладова?
(Родион жил в Столярном переулке,
это самая «пьяная улица», где находилось 16 домов, и в этих домах помещалось 18
питейных заведений)
-
Какую историю своей жизни поведал Мармеладов?
-
Что сближает Раскольникова и Мармеладова?
-
Почему именно Раскольникову он рассказал свою историю?
-
Не показалась ли вам фамилия Мармеладова необычной? (Сладкая фамилия)
-
А жизнь героя и его семьи соответствует фамилии? (Фамилия
горько-ироническая. Как парадокс!)
-
Как Мармеладов отзывается о своей дочери?
-
Кто простит ее грех?
-
Как об этом говорит Мармеладов?
(Учащиеся зачитывают из текста:
«Придет в тот день и спросит: «А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что
детям голодным и малолетним себя предала? Где дщерь?..»)
(Кадры из фильма)
Учитель (зачитывает Новый Завет
от Иоанна, гл. 8).
-
История Сони Мармеладовой типологически связана с притчей о блуднице,
прощенной Христом.
-
Обратите внимание на название улицы, где проживала Соня. (Снимала квартиру
у Капернаумова)
В Библии сказано, что женщина,
которую обвинили в прелюбодеянии жила в городе Капернаум. (Учитель зачитывает
гл. 8 до слов: «Иисус сказал ей: «Я не осуждаю тебя: иди и впредь не греши.
Господь всех прощает, кто верит в него»)
Работа с репродукцией картины Тициана «Мария Магдалина».
Учитель.
Вместе с нашими героями мы
отправляемся из трактира в квартиру Мармеладовых.
–
Что вас больше всего потрясло?
–
Мармеладов говорит Раскольникову: «Понимаете ли, что значит, когда некуда
больше идти?»
–
Есть ли куда пойти Родиону?
–
Найдите в тексте описание каморки героя.
Вывод: Куда бы мы не пошли: в трактир,
в каморку Раскольникова или квартиру Мармеладовых, – самое сильное ощущение:
тесно, грязно, душно, давит. Страшно за людей, жаль их.
–
В романе часто рисуются уличные сцены. Приведите примеры таких сцен, где
писатель показывает безысходность жизни, отчаяние.
Работа с эпиграфом.
Учитель.
В русской печати 1865–66 гг.
появлялись рассуждения о постоянном «проценте» жертв, неизбежно обреченных
природой на преступление и проституцию. Но Достоевский, как и его герой, за
«процентами» видел живых людей, которые достойны лучшей жизни.
Учащиеся зачитывают сцену на мосту (ч. ІІ, гл. VI).
Анализ текста.
(Кадры из фильма)
Вывод. Петербург в романе не просто
фон, на котором происходит действие, а это образ, действующее лицо, город,
который дышит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.
Петербург – соучастник преступления Раскольникова. Петербург – город
контрастов; с одной стороны – великолепная панорама Невского проспекта, Невы,
чугунные ограды, роскошные особняки и дворцы, с другой стороны – Сенная площадь
с ее распивочными, доходными домами, в которых ютились «униженные и
оскорбленные», «маленькие люди». Петербург Достоевского – «город, в котором
невозможно быть».
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Подобрать цитаты к иллюстрации
эволюции образа Раскольникова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий