среда, 28 марта 2018 г.

Конспект уроку 10 клас «Груда мертвых камней, где человеку некуда идти». Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».




Тема. «Груда мертвых камней, где человеку некуда идти». Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Цель: продолжить работу над раскрытием идейно-художественного содержания романа; исследовать жизнь в Петербурге Достоевского; формировать в учащихся навыки аналитического мышления; воспитывать стремление творить добро, быть непримиримым к злу и жестокости.
Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского. Иллюстрации к роману (И.Глазунов «Герои Достоевского»), Библия, кадры из кинофильма «Преступление и наказание» (реж. Л.Кулиджанов, 1969 г.), репродукция картины Тициана «Мария Магдалина».
Тип урока: урок анализа художественного произведения.

…Это говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к черту, должно быть, чтоб остальных освежить и им не мешать.
Ф.Достоевский


Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Мы с вами начали работу над одним из самых сложных и лучших произведений Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Писатель вынашивал свой центральный образ 15 лет. Еще в 1859 г. он писал брату: «Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения… исповедь окончательно утвердит мое имя».
Сообщение учащегося о 4 страшных годах каторги в жизни писателя, о впечатлениях от увиденного среди каторжан.
Учитель.
Действительно, в каждом преступнике он видел человека, с его духовным миром, поисками себя. Достоевский говорил: «Человек есть тайна. И эту тайну я должен разгадать».
Тайну одного преступления писатель и раскрывает в своем произведении.
– Вы обратили внимание на время написания романа? Что это за эпоха?
Сообщение учащихся о времени написания романа, эпохе.




ІІІ. Объявление темы и цели урока.
Беседа.
Учитель.
Сегодня на уроке речь пойдет не только о времени, изображенном в романе, но и о городе, где происходят события, о Петербурге.
Петербург! Во все времена он притягивал к себе внимание многих людей. Туда спешили начинающие поэты и писатели, художники и артисты. Спешили обрести славу, успех. Но не всех величественная каменная столица принимала в свои объятия: кого-то возносила, а кого-то отвергала. И в основном тех, кто не был «сильным мира сего», кто был «маленьким человеком», но очень цепко держался за жизнь. Петербург был воспет А.С.Пушкиным, Н.А.Некрасовым, Н.В.Гоголем и многими другими поэтами и писателями того времени.
Учащиеся читают стихотворения А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.А.Некрасова «О погоде. Уличные впечатления», гл. 3 «Сумерки», отрывки из повести Н.В.Гоголя «Нос», «Шинель».
Учитель.
-              А каким вы увидели Петербург в первых главах романа?
-              Такой величественный, как у Пушкина? Или такой, как у Некрасова?
-              Ваше впечатление от города?
-              В каком Петербурге жил бедный студент Раскольников?
-              Опишите улицы, по которым ходил наш герой. (Учащиеся зачитывают из текста: «На улице жара стояла страшная…»)
-              Какими вы увидели прохожих, встречавшихся герою на пути? Какое они произвели впечатление на вас и почему?
-              Найдите в тексте описание внешности главного героя.
-              Отличался он чем-то от толпы?
-              Какими красками нарисован город?
-              Как такой городской пейзаж передает внутреннее состояние Раскольникова? (Тоже жарко, душно, давят мысли)
-              Что мучает Родиона? Куда он направляется?
-              А почему же все-таки жарко?
-              Сколько раз Достоевский вспоминает о жаре до убийства? (5 раз)
-              Вы описывали портрет Раскольникова. Можно ли сказать, что внешность его совершенна?
-              А совершенен ли пейзаж и помыслы Раскольникова?
-              Какое совершенство человека и какое безобразие улицы!
-              Как называется такой прием в литературе? (Антитеза)
Учитель.
У Достоевского пейзаж – это не только пейзаж-впечатление, но и пейзаж-выражение. Писатель использует контрастные описания во всем романе.
-              Как вы думаете, почему Раскольников и Мармеладов встретились именно в трактире?
-              Что привело туда Раскольникова?
-              А что привело Мармеладова?
(Родион жил в Столярном переулке, это самая «пьяная улица», где находилось 16 домов, и в этих домах помещалось 18 питейных заведений)
-              Какую историю своей жизни поведал Мармеладов?
-              Что сближает Раскольникова и Мармеладова?
-              Почему именно Раскольникову он рассказал свою историю?
-              Не показалась ли вам фамилия Мармеладова необычной? (Сладкая фамилия)
-              А жизнь героя и его семьи соответствует фамилии? (Фамилия горько-ироническая. Как парадокс!)
-              Как Мармеладов отзывается о своей дочери?
-              Кто простит ее грех?
-              Как об этом говорит Мармеладов?
(Учащиеся зачитывают из текста: «Придет в тот день и спросит: «А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям голодным и малолетним себя предала? Где дщерь?..»)
(Кадры из фильма)
Учитель (зачитывает Новый Завет от Иоанна, гл. 8).
-              История Сони Мармеладовой типологически связана с притчей о блуднице, прощенной Христом.
-              Обратите внимание на название улицы, где проживала Соня. (Снимала квартиру у Капернаумова)
В Библии сказано, что женщина, которую обвинили в прелюбодеянии жила в городе Капернаум. (Учитель зачитывает гл. 8 до слов: «Иисус сказал ей: «Я не осуждаю тебя: иди и впредь не греши. Господь всех прощает, кто верит в него»)
Работа с репродукцией картины Тициана «Мария Магдалина».
Учитель.
Вместе с нашими героями мы отправляемся из трактира в квартиру Мармеладовых.
             Что вас больше всего потрясло?
             Мармеладов говорит Раскольникову: «Понимаете ли, что значит, когда некуда больше идти?»
             Есть ли куда пойти Родиону?
             Найдите в тексте описание каморки героя.
Вывод: Куда бы мы не пошли: в трактир, в каморку Раскольникова или квартиру Мармеладовых, – самое сильное ощущение: тесно, грязно, душно, давит. Страшно за людей, жаль их.
             В романе часто рисуются уличные сцены. Приведите примеры таких сцен, где писатель показывает безысходность жизни, отчаяние.
Работа с эпиграфом.
Учитель.
В русской печати 1865–66 гг. появлялись рассуждения о постоянном «проценте» жертв, неизбежно обреченных природой на преступление и проституцию. Но Достоевский, как и его герой, за «процентами» видел живых людей, которые достойны лучшей жизни.
Учащиеся зачитывают сцену на мосту (ч. ІІ, гл. VI).
Анализ текста.
(Кадры из фильма)
Вывод. Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие, а это образ, действующее лицо, город, который дышит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Петербург – соучастник преступления Раскольникова. Петербург – город контрастов; с одной стороны – великолепная панорама Невского проспекта, Невы, чугунные ограды, роскошные особняки и дворцы, с другой стороны – Сенная площадь с ее распивочными, доходными домами, в которых ютились «униженные и оскорбленные», «маленькие люди». Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть».

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.
Подобрать цитаты к иллюстрации эволюции образа Раскольникова.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий